Состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья: от диагностики до результата»

Состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья: от диагностики до результата»

28.08.2020

Актуальность обращения к вопросу сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью связана с современными тенденциями в образовании. Сегодня образование для такого ребенка должно стать доступным, качественным, непрерывным, вариативным на всех уровнях образования.

О чем мы думаем, когда говорим об образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья? Об особых образовательных потребностях, о необходимых специальных условиях образования, специфичных трудностях ребенка, характерологических, эмоционально-личностных и поведенческих особенностях ребенка.

Когда речь заходит о ребенке, индивидуализация образования которого продиктована необходимостью учета его особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, перед нами абсолютно неотвратимо встает непростая задача – проектирование и реализация наиболее целесообразного и эффективного индивидуального образовательного маршрута.

Особенно остро такая проблема встает при образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка с инвалидностью в условиях реализации инклюзивной практики. Но даже если речь идет о группе или классе обучающихся со схожими нарушениями в развитии, актуальные индивидуальные образовательные потребности, уровень обученности, степень проявления симптоматики нарушения в развитии, трудности в обучении и воспитании, индивидуальные способности, возможности, особенности поведения, эмоциональный статус, личностные характеристики детей могут быть очень и очень разными, что говорит о необходимости построения и реализация индивидуального образовательного маршрута или его элементов и в этом случае.

В столице Удмуртской Республики – г. Ижевске – 27 августа 2020 года состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья: от диагностики до результата». Состоявшаяся конференция – еще один шаг на пути к осмыслению и практическому воплощению идеи индивидуализации образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью как приоритетной идеи в современной теории и практики обучения, воспитания, коррекции и компенсации недостатков в развитии данной категории обучающихся.

В работе конференции приняли участие более 200 человек из 12 регионов РФ. Это руководители, педагоги и специалисты образовательных организаций Удмуртской Республики, Пермского края, Свердловской области, Кировской области, Красноярского Края, Тамбовской области, Чувашской Республики, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Костромской области, г. Москва, г. Санкт-Петербург, руководители и специалисты Министерства образования и науки Удмуртской Республики, АОУ ДПО УР «Институт развития образования», ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» Удмуртской Республики.

Впервые ставшая уже традиционной ежегодная Конференция проходила в формате онлайн-конференции на платформе Zoom Meeting и сопровождалась трансляцией в прямом эфире.

Участников конференции приветствовали Иванова Светлана Петровна, главный консультант-эксперт отдела общего и дошкольного образования Управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей Министерства образования и науки УР, Мустаева Людмила Геннадьевна, проректор по учебной и организационно-методической работе АОУ ДПО УР ИРО.


gsJ9pRGpcaQ.jpg


В ходе работы пленарного заседания конференции были представлены следующие доклады:

  1. Основные тенденции в развитии образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ворошилова Елена Леонидовна, к.п.н., доцент, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП РАО, руководитель проекта «Развитие сети ресурсных центров поддержки слепоглухих в регионах и зарубежное образование специалистов» БФ «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» г. Москва.
  2. «Особые дети» - разные образовательные маршруты: организация и проектирование. Танцюра Снежана Юрьевна, главный редактор журнала «Логопед», кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-медицинской реабилитации ГАУ ДПО ДТСЗН «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы», г. Москва, Горностаев Игорь Сергеевич, методист компании "Мобильное электронное образование", ст. преподаватель кафедры специального дефектологического образования РосНОУ, г. Москва.
  3. Дифференцированные образовательные маршруты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для реализации вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ. Сацевич Сергей Вильевич, руководитель Центра специальных форм образования ГК «Просвещение», г. Москва.
  4. Практика инклюзивного образования обучающихся с расстройством аутистического спектра. Каткова Ирина Геннадьевна, заведующий сектором по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Управления общего, дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края, магистрант ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.
  5. О проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Удалова Алена Сергеевна, и.о. зав. кафедрой специального образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», г. Ижевск.
  6. Лаборатория инклюзивного образования как ресурс сопровождения организаций, обучающих детей с особыми образовательными потребностями. Ищенко Ксения Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 77 г. Ижевск, мл. научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», г. Ижевск.
  7. Определение траектории индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья: взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации. Чуракова Марина Валерьевна, заместитель директора по организационно-диагностической работе ГКОУ "Республиканский центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», г. Ижевск.
  8. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья – необходимое звено инклюзивного образования. Ярышкина Елена Андреевна, председатель Регионального отделения ВОРДИ УР, соучредитель АНО «Радея», г. Ижевск.
  9. Тренировочная квартира – инновационная, образовательная и воспитательная система. Чезганова Ольга Михайловна, руководитель АНО содействия образованнию и социализации людей с аутизмом и иными минеральными нарушениями «Радея», г. Ижевск.
  10. Ресурсный кабинет поддержки семей, воспитывающих слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями развития: цели, задачи, функции. Антонова Злата Сергеевна, старший преподаватель кафедры социальной работы, ИСК, ФГБОУ ВО "УдГУ", специалист ресурсного кабинета помощи СГ/МНР детям, г. Ижевск.

ksWcyHEvi1g.jpg


После завершения работы пленарного заседания работа конференции продолжилась на трех мастер-классах, а уже после - на трех секциях: индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ в дошкольной образовательной организации, индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ в урочной деятельности, коррекционно-развивающей области, а также в области социализации и профориентации.

Участники и гости конференции отметили высокий организационный и содержательный уровень проведения мероприятия, актуальность и востребованность представленного педагогического опыта.

Вся информация о Конференции,о ключевых спикерах и партнерах, материалы участников Конференции, видеозаписи работы Конференции, а также итоги работы Конференции размещены на Информационном портале Конференции.