Состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья: от диагностики до результата»
Актуальность обращения к вопросу сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью связана с современными тенденциями в образовании. Сегодня образование для такого ребенка должно стать доступным, качественным, непрерывным, вариативным на всех уровнях образования.
О чем мы думаем, когда говорим об образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья? Об особых образовательных потребностях, о необходимых специальных условиях образования, специфичных трудностях ребенка, характерологических, эмоционально-личностных и поведенческих особенностях ребенка.
Когда речь заходит о ребенке, индивидуализация образования которого продиктована необходимостью учета его особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, перед нами абсолютно неотвратимо встает непростая задача – проектирование и реализация наиболее целесообразного и эффективного индивидуального образовательного маршрута.
Особенно остро такая проблема встает при образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка с инвалидностью в условиях реализации инклюзивной практики. Но даже если речь идет о группе или классе обучающихся со схожими нарушениями в развитии, актуальные индивидуальные образовательные потребности, уровень обученности, степень проявления симптоматики нарушения в развитии, трудности в обучении и воспитании, индивидуальные способности, возможности, особенности поведения, эмоциональный статус, личностные характеристики детей могут быть очень и очень разными, что говорит о необходимости построения и реализация индивидуального образовательного маршрута или его элементов и в этом случае.
В столице Удмуртской Республики – г. Ижевске – 27 августа 2020 года состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья: от диагностики до результата». Состоявшаяся конференция – еще один шаг на пути к осмыслению и практическому воплощению идеи индивидуализации образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью как приоритетной идеи в современной теории и практики обучения, воспитания, коррекции и компенсации недостатков в развитии данной категории обучающихся.
В работе конференции приняли участие более 200 человек из 12 регионов РФ. Это руководители, педагоги и специалисты образовательных организаций Удмуртской Республики, Пермского края, Свердловской области, Кировской области, Красноярского Края, Тамбовской области, Чувашской Республики, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Костромской области, г. Москва, г. Санкт-Петербург, руководители и специалисты Министерства образования и науки Удмуртской Республики, АОУ ДПО УР «Институт развития образования», ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» Удмуртской Республики.
Впервые ставшая уже традиционной ежегодная Конференция проходила в формате онлайн-конференции на платформе Zoom Meeting и сопровождалась трансляцией в прямом эфире.
Участников конференции приветствовали Иванова Светлана Петровна, главный консультант-эксперт отдела общего и дошкольного образования Управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей Министерства образования и науки УР, Мустаева Людмила Геннадьевна, проректор по учебной и организационно-методической работе АОУ ДПО УР ИРО.
В ходе работы пленарного заседания конференции были представлены следующие доклады:
- Основные тенденции в развитии образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ворошилова Елена Леонидовна, к.п.н., доцент, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП РАО, руководитель проекта «Развитие сети ресурсных центров поддержки слепоглухих в регионах и зарубежное образование специалистов» БФ «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» г. Москва.
- «Особые дети» - разные образовательные маршруты: организация и проектирование. Танцюра Снежана Юрьевна, главный редактор журнала «Логопед», кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-медицинской реабилитации ГАУ ДПО ДТСЗН «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы», г. Москва, Горностаев Игорь Сергеевич, методист компании "Мобильное электронное образование", ст. преподаватель кафедры специального дефектологического образования РосНОУ, г. Москва.
- Дифференцированные образовательные маршруты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для реализации вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ. Сацевич Сергей Вильевич, руководитель Центра специальных форм образования ГК «Просвещение», г. Москва.
- Практика инклюзивного образования обучающихся с расстройством аутистического спектра. Каткова Ирина Геннадьевна, заведующий сектором по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Управления общего, дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края, магистрант ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.
- О проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Удалова Алена Сергеевна, и.о. зав. кафедрой специального образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», г. Ижевск.
- Лаборатория инклюзивного образования как ресурс сопровождения организаций, обучающих детей с особыми образовательными потребностями. Ищенко Ксения Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 77 г. Ижевск, мл. научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», г. Ижевск.
- Определение траектории индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья: взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации. Чуракова Марина Валерьевна, заместитель директора по организационно-диагностической работе ГКОУ "Республиканский центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», г. Ижевск.
- Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья – необходимое звено инклюзивного образования. Ярышкина Елена Андреевна, председатель Регионального отделения ВОРДИ УР, соучредитель АНО «Радея», г. Ижевск.
- Тренировочная квартира – инновационная, образовательная и воспитательная система. Чезганова Ольга Михайловна, руководитель АНО содействия образованнию и социализации людей с аутизмом и иными минеральными нарушениями «Радея», г. Ижевск.
- Ресурсный кабинет поддержки семей, воспитывающих слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями развития: цели, задачи, функции. Антонова Злата Сергеевна, старший преподаватель кафедры социальной работы, ИСК, ФГБОУ ВО "УдГУ", специалист ресурсного кабинета помощи СГ/МНР детям, г. Ижевск.
После завершения работы пленарного заседания работа конференции продолжилась на трех мастер-классах, а уже после - на трех секциях: индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ в дошкольной образовательной организации, индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ в урочной деятельности, коррекционно-развивающей области, а также в области социализации и профориентации.
Участники и гости конференции отметили высокий организационный и содержательный уровень проведения мероприятия, актуальность и востребованность представленного педагогического опыта.
Вся информация о Конференции,о ключевых спикерах и партнерах, материалы участников Конференции, видеозаписи работы Конференции, а также итоги работы Конференции размещены на Информационном портале Конференции.