УТВЕРЖДАЮ
Ректор АОУ ДПО УР ИРО
____________ Н.А.
Сударикова
«____» ___________ 2022
г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о кафедре специального
образования
автономного
образовательного учреждения дополнительного профессионального образования
Удмуртской
Республики
«Институт развития
образования»
1. Общие положения
1.1. Положение о
кафедре специального образования автономного образовательного учреждения
дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт
развития образования» (далее - Положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013г. № 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам», иными нормативными правовыми актами,
регламентирующими сферу высшего образования и дополнительного профессионального
образования, Уставом автономного образовательного учреждения дополнительного
профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития
образования» (далее - Институт).
1.2.
Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, полномочия, состав,
структуру, порядок организации деятельности, обязанности и ответственность
кафедры специального
образования (далее - Кафедра), а также порядок
взаимодействия Кафедры с другими структурными подразделениями Института.
1.3.
Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением Института,
объединяющим специалистов в области образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья, лиц с инвалидностью, обеспечивающих проведение учебной,
научно-исследовательской, методической, инновационной, организационной,
диагностической, экспертной (иной) работы, относящейся к профилю Кафедры (далее
- педагогические работники Кафедры).
1.4.
Кафедра не является юридическим лицом.
1.5.
Кафедра осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Института и
настоящим Положением, при этом в своей работе Кафедра руководствуется
Конституцией Российской Федерации, гражданским, трудовым и бюджетным
законодательством Российской Федерации, действующим законодательством в сфере
образования, локальными нормативными актами, разрабатываемыми и принимаемыми
Институтом, приказами и распоряжениями ректора, решениями Педагогического
совета и Ученого совета Института.
1.6.
Кафедра в своей деятельности подчиняется:
а)
ректору Института - непосредственно;
б)
проректорам Института - в части осуществления Кафедрой определенных направлений
деятельности, курирование которых относится к полномочиям и компетенции проректоров.
1.7.
Кафедра реализует дополнительные профессиональные программы, соответствующие ее
профилю. Кафедра также вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные
программы и программы профессионального обучения. Право на реализацию программ,
указанных в настоящем пункте, Кафедра получает с момента выдачи Институту
лицензии на право осуществления образовательной деятельности по соответствующим
программам.
1.8. Содержание и
регламентацию работы Кафедры определяют годовые и перспективные планы (в том
числе программы развития), локальные нормативные акты и иные документы
Института (методические, инструктивные, информационные, иные).
1.9. Положение является
локальным нормативным актом Института и принимается на неопределенный срок.
Положение
утверждается приказом Института.
1.10. В настоящее
Положение по мере необходимости и (или) при изменении действующего
законодательства могут вноситься изменения (в том числе в составе новой
редакции).
1.11. Настоящее
Положение является обязательным для применения всеми работниками Кафедры.
1.12. В целях
ознакомления с Положением всех заинтересованных лиц копия Положения размещается
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте
Института, а также в помещении Института (в котором располагается Кафедра), на
информационном стенде, доступном для всеобщего обозрения.
2.
Цель и задачи Кафедры
2.1. Целью
создания и функционирования Кафедры является непрерывное повышение квалификации
и совершенствование качества образования.
2.2.
Функционирование Кафедры связано с необходимостью оказания образовательных
услуг по повышению квалификации и научно-методического обеспечения деятельности
педагогических работников учреждений специального (коррекционного) образования,
общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций,
учреждений дополнительного образования детей, реализующих адаптированные
образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
2.3. В своей
деятельности Кафедра должна обеспечивать решение следующих задач:
1) организация и
осуществление образовательного процесса, направленного на максимальное
удовлетворение образовательных потребностей квалифицированных специалистов в
непрерывном профессиональном развитии, обеспечивающим соответствие их
квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной
среды;
2) обеспечение
научно-методического сопровождения образовательного процесса Кафедры (в том
числе посредством разработки авторских (экспериментальных), авторизованных и
модифицированных дополнительных профессиональных программ и учебно-методических
комплексов для их реализации), образовательной деятельности Института (в части,
относящейся к направлениям деятельности Кафедры), региональной системы
непрерывного профессионального развития педагогических работников;
3) организация и
проведение прикладных научных исследований (научных работ) по профилю Кафедры,
по проблемам системы дополнительного профессионального образования,
региональной системы образования Удмуртской Республики;
4) организация и
реализация преподавателями Кафедры научных исследований по теме Кафедры (по
теме инновационного проекта Кафедры или Института);
5) распространение
лучших практик педагогических работников и образовательных организаций Удмуртской
Республики (по профилю Кафедры);
2.4. Перечень
задач, стоящих перед Кафедрой, установленных пунктом 2.2 настоящего Положения,
не является закрытым и может подлежать расширению на основании решений
Педагогического совета и Ученого совета Института.
3.
Функции и полномочия Кафедры
3.1. Для
достижения поставленных задач на Кафедру возлагаются следующие функции:
1) осуществление
непрерывного мониторинга, связанного с выявлением образовательных потребностей
работников образовательных организаций Удмуртской Республики, в целях
разработки перспективного и среднесрочного планирования по предоставлению
Кафедрой актуальных и востребованных образовательных услуг;
2) разработка и
представление на утверждение в установленном порядке учебных планов по
реализации Кафедрой дополнительных профессиональных программ (по профилю Кафедры),
рабочих программ по отдельным модулям (предметам, дисциплинам, курсам,
практикам, стажировкам), являющихся отдельными компонентами дополнительных
профессиональных программ (далее - рабочие программы);
3) реализация
дополнительных профессиональных программ (обеспечение преподавания предметов,
дисциплин, курсов, модулей, практик, стажировок в рамках реализуемых программ),
предусмотренных учебными планами (по профилю Кафедры);
4) составление
заключений на дополнительные профессиональные программы (рабочие программы),
подготовленные другими кафедрами Института;
5) подготовка
учебно-методических комплексов дополнительных профессиональных программ,
учебников, учебных пособий и другой учебнометодической
литературы, а также организация рецензирования учебников, учебных пособий и
другой учебно-методической литературы;
6) составление
расписания учебных занятий для групп слушателей, обучающихся по дополнительным
профессиональным программам, реализуемым Кафедрой, и утверждение его в порядке,
установленном локальными нормативными актами Института;
7) определение
потребности в учебной литературе (по профилю Кафедры) для формирования
библиотечного фонда Института;
8) формирование и
актуализация кафедрального фонда дополнительной учебной литературы и других
информационных ресурсов Кафедры;
9) формирование и
поддержание баз данных Кафедры, связанных с учебной, научно-исследовательской,
методической, инновационной, организационной, диагностической, экспертной
(иной) работой Кафедры;
10) представление
ежегодной отчетности об учебной, научноисследовательской,
методической, инновационной, организационной, диагностической, экспертной
(иной) работе Кафедры в соответствии с требованиями, в том числе установленными
локальными документами Института;
11) проведение
научно-исследовательской работы по теме Кафедры (по теме инновационного проекта
Кафедры, Института) в соответствии с утвержденными планами
научно-исследовательской деятельности и внедрение их результатов в
образовательный процесс Института, практику работы образовательных организаций Удмуртской
Республики;
12) подготовка
экспертных заключений для опубликования завершенных научных работ;
13) участие в
научно-методических и научно-практических конференциях, семинарах, круглых
столах и (или) их организация и проведение;
14) подготовка
монографий (иных научных работ), научных статей, отзывов на научные работы,
пр.;
15) планирование и
организация работы по повышению квалификации работников Кафедры;
16) рассмотрение
индивидуальных учебных планов (индивидуальных планов работы) преподавателей
Кафедры, планов подготовки (публикации) научных работ (статей)
профессорско-преподавательским составом Кафедры;
17) изучение,
обобщение и распространение опыта работы ведущих преподавателей Кафедры, иных
педагогических работников и (или) образовательных организаций Удмуртской Республики;
18) привлечение к
педагогической деятельности Кафедры ведущих ученых и специалистов научных
предприятий и организаций;
19) заслушивание
периодических отчетов преподавателей Кафедры, в том числе о выполнении
индивидуальных учебных планов (индивидуальных планов работы);
20) организация
работы, связанной с проведением конкурсов на замещение должностей
профессорско-преподавательского состава и (или) аттестации на соответствие
педагогических работников Кафедры занимаемым должностям;
21) участие в
формировании на Кафедре образовательной и информационной среды (участие в
оснащении учебных аудиторий оборудованием и средствами обучения, приобретении
справочно-информационных систем, адекватных целям научно-образовательной деятельности
Кафедры);
22) участие в
научно-методическом и организационно-технологическом сопровождении региональных
и национальных проектов в сфере образования и науки;
23) участие в
мероприятиях, предусмотренных ежегодными планами работы Института, планами
Кафедры внеаудиторной работы со слушателями;
24) организация и
проведение самообследования деятельности Кафедры в соответствии с процедурой,
установленной локальными нормативными актами (организационно-распорядительными
документами) Института;
25) осуществление
регулярной рейтинговой самооценки деятельности Кафедры в соответствии с процедурой,
установленной локальными нормативными актами (организационно-распорядительными
документами) Института;
26) участие в
разработке и внедрении на Кафедре локальных нормативных актов,
организационно-распорядительных, инструктивно-методических (иных) документов
Института (в том числе договоров, соглашений), обеспечение хранения документов,
относящихся к деятельности Кафедры в порядке, установленном Институтом;
27) осуществление
образовательного консалтинга по вопросам, относящимся к деятельности Кафедры;
28) установление
партнерских отношений и развитие сотрудничества Кафедры с педагогическими
работниками образовательных организаций высшего образования и (или)
дополнительного профессионального образования;
29) организация
работы по защите авторских прав (интеллектуальной собственности) работников
Кафедры.
30) участие в
реализации федеральных проектов в сфере специального образования;
31) руководство
деятельностью сетевого сообщества специалистов в области специального
образования.
3.2. Кафедра может
осуществлять иные функции, соответствующие цели и задачам Кафедры,
предусмотренным разделом 2 настоящего Положения.
3.3. В рамках
установленного функционала Кафедра вправе осуществлять следующие полномочия:
1) разрабатывать
перечень дополнительных профессиональных программ, планируемых к реализации и
(или) реализуемых Кафедрой, вносить предложения по изменению такого перечня;
2) осуществлять
разработку авторских (экспериментальных) программ дополнительного
профессионального образования (в том числе учебнометодический
комплекс для их реализации), определять количество часов, необходимых для
реализации таких программ, представлять разработанные программы для их
утверждения в установленном Институтом порядке;
3) разрабатывать
рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ, касающихся
последовательности изучения тематического содержания дополнительных
профессиональных программ (модулей, предметов, дисциплин, курсов, практик,
стажировок, являющихся отдельными компонентами дополнительных профессиональных
программ), видов промежуточной и итоговой аттестации слушателей, распределения количества
часов внутри дополнительных профессиональных программ, определения видов
учебных занятий, пр.;
4) обеспечивать
внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс
Кафедры (Института);
5) осуществлять
анализ содержания и качества реализации дополнительных профессиональных
программ, разработку предложений по повышению заинтересованности работников
системы образования в образовательных организациях Удмуртской Республики в
обучении по дополнительным профессиональным программам, реализуемым Кафедрой
(Институтом);
6) организовывать
и проводить семинары (вебинары), мастер-классы, круглые
столы для работников Института, образовательных организаций, в том числе
находящихся за пределами Удмуртской Республики;
7) публиковать
результаты научно-исследовательской (инновационной) деятельности Кафедры,
научных работ (статей) преподавателей Кафедры;
8) принимать
участие в разработке и согласовании проектов правил, положений, инструкций и
других внутренних нормативных документов по вопросам деятельности Кафедры
(Института);
9) привлекать по
согласованию с руководством Института работников других структурных
подразделений (сторонних организаций) к участию в работе Кафедры;
10) вносить
руководству Института предложения об изменениях штатного расписания, приеме,
увольнениях и перемещениях работников Кафедры, их поощрении и наказании;
11) принимать
участие в презентациях Института во внешних организациях (по вопросам
деятельности Кафедры);
12) выступать
инициатором закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения
деятельности Кафедры;
13) требовать от
руководства Института обеспечения условий труда для работников Кафедры,
соответствующих государственным правилам и нормам, установленным на федеральном
уровне.
3.4. Решением ректора
полномочия Кафедры могут быть расширены в пределах функций, установленных
пунктом 3.1 настоящего Положения.
4.
Состав, структура и организация работы Кафедры
4.1. Структура и
количественный состав Кафедры зависят от объема и характера учебной нагрузки,
объема и характера научных исследований, иных причин, предусмотренных
нормативными правовыми актами и локальными нормативными Института.
Структура и
количественный состав Кафедры утверждается ректором Института с учетом
предложений, вносимых заведующим Кафедрой.
4.2. Штатное
расписание Кафедры (изменения, вносимые в штатное расписание Кафедры)
утверждается приказом Института.
4.3. Заключению
трудовых договоров с профессорско-преподавательским составом Кафедры
предшествует конкурсный отбор, проводимый Институтом в соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.07.2015г. № 749 «Об
утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников,
относящихся к профессорско-преподавательскому составу».
4.4. Содержание и
регламентацию работы профессорско-преподавательского состава Кафедры определяют
трудовые договоры, должностные инструкции, индивидуальные планы работы
(индивидуальные учебные планы), утвержденные графики работы, расписания учебных
занятий, графики учебного процесса, локальные нормативные акты Института.
4.5. Заседания
Кафедры проводятся регулярно (но не реже одного раза в месяц). Регулярность
заседаний Кафедры определяется планом заседаний Кафедры, представляющим собой
перечень запланированных мероприятий по месяцам в течение учебного года,
составленным заведующим Кафедрой.
4.6. На заседании
Кафедры ведется протокол, который подписывается заведующим Кафедрой и
секретарем данного заседания.
4.7. Содержание,
организация и методика выполнения всех видов работ Кафедры отражаются в
документации, которую Кафедра ведет и хранит в соответствии с номенклатурой дел
Института.
4.8. Кафедра
должна иметь документацию, отражающую содержание, организацию и проведение
образовательного процесса, осуществления научно-исследовательской,
методической, инновационной, организационной, диагностической, экспертной
(иной) деятельности Кафедры.
4.9.
Ответственность за организацию делопроизводства Кафедры, своевременное и
качественное исполнение документов, их сохранность возлагается на заведующего
Кафедрой.
5.
Руководство Кафедрой
5.1. Руководство
Кафедрой осуществляет заведующий, избираемый Ученым советом Института из числа
наиболее квалифицированных и авторитетных работников Института соответствующего
профиля, имеющих ученую степень или звание. Выборы заведующего Кафедрой
осуществляются в порядке, установленном Уставом и локальными нормативными
актами Института.
В соответствии с
решением Ученого совета Института об избрании заведующего Кафедрой с избранным
заведующим Кафедрой заключается трудовой договор на определенный срок не более
пяти лет или на неопределенный срок.
Прием на должность
заведующего Кафедрой оформляется приказом ректора Института. Заведующий
Кафедрой имеет статус руководителя структурного подразделения Института.
Право постановки
перед Ученым советом Института вопроса о досрочном освобождении от должности
заведующего Кафедрой принадлежит ректору Института.
5.2. Заведующий
Кафедрой:
1) в соответствии
с утвержденной должностной инструкцией осуществляет организацию и
непосредственное руководство всеми направлениями деятельности Кафедры и несет
ответственность за работу Кафедры;
2) по поручению
руководства Института вправе представлять Институт (в порядке, установленном
действующим законодательством) в государственных, общественных и иных
организациях по вопросам, относящимся к функциям и полномочиям Кафедры).
6.
Обязанности и ответственность Кафедры
6.1. Кафедра
обязана:
6.1.1.
Обеспечивать:
1) выполнение
государственного задания в части, касающейся деятельности Кафедры;
2) высокую
эффективность всех направлений деятельности Кафедры;
3) реализацию в
полном объеме дополнительных профессиональных программ;
4) соответствие
качества подготовки слушателей установленным требованиям.
6.1.2.
Осуществлять:
1) свою
деятельность в соответствии с действующим законодательством, Уставом Института
и настоящим Положением;
2) взаимодействие
с другими структурными подразделениями Института на основе профессионализма и
компетентности, добросовестности и согласованности распределения полномочий и
сфер ответственности, взаимного уважения и недопустимости ограничения прав и реализации
законных интересов работников Института.
6.2. Работники
Кафедры обязаны:
1) соблюдать
трудовую дисциплину, не допускать нарушений правил внутреннего трудового
распорядка:
2) добросовестно
исполнять должностные обязанности, установленные трудовыми договорами и
должностными инструкциями, соблюдать выполнение индивидуальных планов работы
(индивидуальных учебных планов), выполнять поручения заведующего Кафедрой,
относящиеся к трудовой деятельности работников;
3) участвовать в
заседаниях Кафедры, иных общих мероприятиях Кафедры и (или) Института;
4) соблюдать
противопожарный режим, правила охраны труда и техники безопасности, требования
антитеррористической защищенности;
5) бережно
относиться к имуществу Института, в том числе закрепленному за Кафедрой, не
допускать его утраты и (или) необоснованного расходования материальных ресурсов
Института, в том числе предоставленных Кафедре для осуществления деятельности,
установленной настоящим Положением.
6.3.
Ответственность за качество и своевременность выполнения задач и функций,
установленных настоящим Положением, полноту реализации плана работы по всем
направлениям деятельности Кафедры, а также за создание условий для эффективной
работы педагогических и иных работников Кафедры несет заведующий Кафедрой.
6.4. Заведующий
Кафедрой несет иную ответственность, установленную действующим
законодательством, предусмотренную трудовым договором и должностной
инструкцией.
6.5.
Ответственность работников Кафедры устанавливается настоящим Положением и
должностными инструкциями.
7.
Имущество и средства Кафедры
7.1. Имущество,
закрепленное за Кафедрой, находится в оперативном управлении Института и
состоит на его балансе.
За Кафедрой в
целях обеспечения образовательной деятельности закрепляются помещения,
компьютеры, оргтехника, средства связи и иные предметы, необходимые для
организации трудовой деятельности работников Кафедры.
8.
Порядок взаимодействия Кафедры
с
другими структурными подразделениями Института
8.1. Кафедра
принимает к обязательному исполнению приказы ректора и решения Педагогического
совета и Ученого совета Института, касающиеся ее деятельности.
8.2. В процессе
осуществления функций и полномочий, установленных настоящим Положением, Кафедра
взаимодействует с другими кафедрами, а также иными структурными подразделениями
Института, руководствуясь при таком взаимодействии Уставом Института, его
организационной структурой и порядком управления, определенными
соответствующими локальными нормативными актами Института, а также иными
документами, имеющими отношение к порядку взаимодействия работников друг с
другом в процессе осуществления своей трудовой деятельности, в том числе в
части цивилизованного разрешения конфликтов и противоречий через общепринятые
согласительные механизмы и процедуры.