Ижевск
1.1. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее – Положение) в автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования» (далее – АОУ ДПО УР «ИРО») устанавливает цели, порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, условия использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в АОУ ДПО УР «ИРО»
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», письмом Минобрнауки России от 21.04.2015 №ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ», Уставом и другими локальными актами.
1.3. Применение настоящего Положения обязательно для всех структурных подразделений АОУ ДПО УР «ИРО».
1.4. Основные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Положении:
1.4.1. Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, фактически организация образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента (технологий доставки материала: размещение на сайтах; электронная почта; использование контента, уже размещенного кем-то в сети Интернет и т.п.; организация взаимодействия между участниками образовательной деятельности).
1.4.2. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.4.3. Дистанционное обучение – взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие
образовательной деятельности компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
1.4.4. Система дистанционного обучения (далее – СДО ИРО) – это аппаратно-программный комплекс, размещенный на серверах АОУ ДПО УР «ИРО» и используемый для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий либо сотрудниками данной образовательной организации, либо работниками других организаций на основании договора.
1.4.5. Контент или электронный контент – (от англ. content – содержание) – это абсолютно любое информационно значимое содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика. Учебный контент – это контент, ориентированный на решение образовательных задач.
1.4.6. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебно- методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых знаний по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям соответствующих учебных планов.
1.4.7. Электронный курс дистанционного обучения (ЭКДО) – это размещенный в СДО ИРО систематизированный (и, по возможности, интерактивный) учебный контент, предусматривающий взаимодействие между всеми участниками образовательной деятельности, ориентированное на достижение диагностичных целей обучения.
дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности
2.1. Основной целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности АОУ ДПО УР «ИРО» является предоставление возможности повышения квалификации слушателям с применением современных технических средств независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации образовательной деятельности.
2.2. Задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности АОУ ДПО УР
«ИРО»:
– повышение конкурентоспособности образовательных программ за счет совершенствования содержания, обеспечения ее вариативности и создания возможности построения индивидуальных траекторий обучения;
– повышение доступности получения образовательных услуг;
– расширение доступа обучающихся к современным образовательным
технологиям и средствам обучения;
– привлечение профессорско-преподавательского состава из городов Удмуртской Республики к реализации образовательных программ АОУ ДПО УР «ИРО»;
– организация повышения квалификации педагогических работников без отрыва от основного места работы.
образовательных технологий
3.1. Условия применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3.1.1. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются посредством ЭОР, СДО ИРО при условии наличия соответствующего учебно-методического, кадрового и технического обеспечения образовательной деятельности.
3.1.2. Дистанционное обучение предполагает наличие прошедшего апробацию и утвержденного научно-методическим советом АОУ ДПО УР «ИРО» ЭКДО, обеспечивающего системное обучение слушателей, а также полную или частичную автоматизацию процесса обучения и контроля его качества.
3.2. АОУ ДПО УР «ИРО» реализует дополнительные профессиональные программы (далее - ДПП) или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся (слушателей).
3.3. Автор-разработчик ДПП самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимся (слушателем), и учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий.
3.4. Участниками образовательной деятельности при реализации ДПП с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются:
- структурные подразделения АОУ ДПО УР «ИРО», которые отвечают за проведение и разработку ДПП;
- технические специалисты;
- структурные подразделения, на которые возложена обязанность по сопровождению СДО ИРО в соответствующих локальных актах АОУ ДПО УР «ИРО»;
- авторы-разработчики электронного контента и ДПП.
3.5. Инфраструктура, обеспечивающая функционирование СДО ИРО:
3.5.1. Основной задачей формирования инфраструктуры является обеспечение непрерывного надежного доступа в СДО ИРО слушателей, преподавателей, учебно-вспомогательного и административного персонала.
3.5.2. Доступ в СДО ИРО обеспечивается непрерывно (в круглосуточном режиме семь дней в неделю с коэффициентом доступности всех компонентов не ниже 99,5% в месяц) и из любой точки подключения к сети Интернет с заданными характеристиками канала связи.
3.5.3. В случае проведения занятий на территории АОУ ДПО УР «ИРО» слушателям предоставляются рабочие места для самостоятельной работы с ЭОР и специальным программным обеспечением.
3.5.4. Доступ ко всем сервисам СДО ИРО персонализированный (под единой учетной записью) и имеет единую точку входа (при наличии электронного курса все ссылки размещаются внутри курса).
3.5.5. Занятия, предполагающие применение электронного обучения, ДОТ, проводятся с использованием рабочих мест, обеспечивающих полноценную работу применяемых телекоммуникационных технологий, и информационных сервисов, обеспечивающих опосредованное (через сеть Интернет) взаимодействие преподавателя и слушателей.
3.5.6. Расписание занятий, проводимых с применением электронного обучения и ДОТ, согласуется с учебным отделом и утверждается проректором с учетом соответствия технических возможностей аудиторий.
3.6. Учебно-методическое обеспечение.
3.6.1. Основу учебно-методического обеспечения образовательной деятельности с применением ДОТ составляет ЭКДО, размещенные в СДО ИРО, разработанные в соответствии с соответствующими учебными планами ДПП.
3.6.2. Требования, порядок разработки ЭКДО регламентируется соответствующим локальным актом АОУ ДПО УР «ИРО».
3.6.3. ЭОР, используемые в ЭКДО, необходимые учебно-методические материалы хранятся в структурном подразделении АОУ ДПО УР «ИРО», ответственного за реализацию ДПП (в бумажном и/или электронном виде).
3.6.4. Все ЭКДО обновляются по мере необходимости.
3.6.5. Все ДПП, используемые в образовательной деятельности с применением электронного обучения и/или ДОТ, проходят обязательную экспертизу в установленном порядке.
3.7. Кадровое обеспечение.
3.7.1. Для реализации ДПП с ДОТ привлекается профессорско- преподавательский состав регулярно (не реже 1 раз в три года) повышающий квалификацию в области технологий дистанционного обучения и (или) информационно-коммуникационных технологий.
3.7.2. Структурные подразделения, на которые возложена обязанность по сопровождению СДО ИРО в соответствующих локальных актах АОУ ДПО УР «ИРО» обеспечивает консультативно-техническое сопровождение ЭКДО, ведет учет размещенных в системе дистанционного обучения ЭКДО в
электронном виде.
3.7.3. Поддержку и обслуживание компьютерной техники, средств связи и других технических средств обучения осуществляет структурное подразделение, на которое возложены эти обязанности.
3.7.4. Учебно-вспомогательный персонал обеспечивает организационно- методическую поддержку образовательной деятельности с применением ДОТ.
3.8. Техническое обеспечение:
- компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами и/или ноутбуками с учетом количества слушателей;
- лицензионное клиентское программное обеспечение для работы с программными продуктами и в СДО ИРО и доступа к локальным и/или удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами;
- телекоммуникационный канал с пропускной способностью, достаточной для организации образовательной деятельности и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам (обязателен при использовании ДОТ);
- проектор, экран, web-камера (при необходимости), колонки и/или наушники (при необходимости);
- при организации обучения с использованием ДОТ слушатели самостоятельно организуют учебные места, с выходом в интернет и необходимым программным обеспечением для обучения.
технологий
4.1. Образовательная деятельность на основе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в АОУ ДПО УР «ИРО» наряду с документами, указанными в п. 1.2. настоящего Положения, регламентируется локальными нормативно-правовыми актами, инструкциями и иными документами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и Уставу АОУ ДПО УР «ИРО».
4.2. Структурное подразделение, ответственное за реализацию конкретной ДПП и/или разработку ЭКДО, определяет набор занятий (тем) и/или разделов для изучения с применением электронного обучения или ДОТ, а также разрабатывает график образовательного процесса и согласует расписание.
4.3. Структурное подразделение, ответственное за реализацию конкретной ДПП, самостоятельно или с помощью других структурных подразделений, имеющих опыт разработки ЭКДО, создает учебный курс, размещает учебные модули, электронные образовательные ресурсы, подключает пользователей и т.д. в СДО ИРО.
4.4. Особенности образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий.
4.4.1. Внедрение ДОТ предусматривает применение ЭОР для
проведения лекций, практических работ и других видов занятий путем опосредованного контакта преподавателя и слушателей, а также проверки самостоятельных и контрольных работ, курсовых работ и проектов, проведения консультаций, зачетов и экзаменов и т.д.
4.4.2. Применение ДОТ предполагает сохранение объемов аудиторной работы с частичной или полной заменой непосредственного контакта с преподавателем и/или с лабораторной ресурсной базой на опосредованное взаимодействие через сеть Интернет. Применение ДОТ может сочетаться с проведением аудиторных занятий в реальных аудиториях.
4.4.3. В случае применения ДОТ в системе дистанционного обучения в обязательном порядке размещается ЭКДО.
4.5. Виды и формы учебной работы с использованием электронного обучения и ДОТ:
- самостоятельная работа слушателя, включающая работу с содержимым ЭКДО, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками и практикумами, выполнение индивидуальных домашних заданий, курсовых проектов, курсовых работ.
- лекция, вебинар, в том числе лекция в сетевом классе в режиме потокового видео;
- практические и лабораторные занятия, в том числе компьютерный или виртуальный лабораторный практикум;
- консультация индивидуальная и групповая;
- контроль знаний (тестирование) и т.д.
4.6. Предоставление результатов самостоятельной работы (выполнение лабораторных, практических работ, проверка контрольных работ, руководство курсовым и дипломным проектированием, индивидуальное и групповое консультирование, различные виды текущих аттестаций и т.д.) осуществляются посредством СДО ИРО, с помощью средств телекоммуникаций, либо в очном режиме. Формат предоставления и критерии оценки этих результатов определяется преподавателем с учетом специфики курса и доводится до сведения слушателей перед началом изучения ДПП и/или модуля.
4.7. Информирование слушателей о результатах текущего контроля, промежуточной аттестации может осуществляться следующими способами:
- через СДО ИРО;
- через форум, электронную почту, skype и т.п.;
- на групповых и индивидуальных консультациях.
4.8. Контроль качества освоения учебного материала, реализуемых при помощи электронного обучения и/или ДОТ могут включать в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию слушателей, проводимых в соответствии с учебно-тематическим планом.
4.9. Сопровождение образовательного процесса на основе дистанционных образовательных технологий осуществляется структурным подразделением, ответственным за реализацию ДПП (ЭКДО), а также
структурным подразделением, на которое возложена обязанность по сопровождению СДО ИРО в соответствующих локальных актах АОУ ДПО УР «ИРО».
4.10. Структурное подразделение, на которое возложена обязанность по сопровождению СДО ИРО в соответствующих локальных актах АОУ ДПО УР «ИРО» осуществляет следующие виды сопровождения:
4.10.1. Технологическое сопровождение: администрирование серверной части включает в себя настройку, обеспечение работы, корректировку серверной части.
4.10.2. Организационно-техническое сопровождение включает в себя удаление, восстановление логина и/или пароля пользователей, редактирование учетной записи.
4.10.3. Техническое сопровождение ЭКДО включает в себя создание курса и/или копии: распределение ролей, подключение списком к курсу слушателей и/или преподавателей; консультации по возникающим вопросам у пользователей.
4.10.4. Информационное и организационное сопровождение включает в себя размещение новостей на сайте СДО, информационные рассылки.
4.10.5. Учебно-методическое сопровождение включает в себя участие в ДПП с использованием ДОТ, консультирование преподавателей по разработке и управлению ЭОР и слушателей по вопросам дистанционного обучения, а также подготовку необходимых методических пособий, рекомендаций по вопросам дистанционного обучения, работе в СДО ИРО.
4.11. Структурное подразделение, ответственное за реализацию ДПП (ЭКДО), осуществляет следующие виды сопровождения:
4.11.1. Организационное сопровождение включает в себя рассылку слушателям информации о регламенте обучения, работы в СДО ИРО, необходимой контактной информации, в случае подключения слушателей группами подготавливает список слушателей для автоматической загрузки.
4.11.2. Учебно-методическое сопровождение включает в себя участие в ДПП с использованием ДОТ, консультирование слушателей по содержательным вопросам реализации обучения.
5.1. Изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, утверждаются приказом ректора АОУ ДПО УР «ИРО».
5.2. Во всех случаях, не предусмотренных настоящим Положением, следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами АОУ ДПО УР «ИРО».